Экспериментальное
исследование
роли
групповых
методов в
создании
развивающей
среды (на
опыте
работы
тульского
молодежного
клуба
практической
психологии
"Синтон").
В
период с 1997 по
1998 гг. автором
настоящего
исследования
были
апробированы
разработки
Синтон-программы
в ряде
учебных
заведений г.
Тулы для
выявления
наиболее
эффективных
форм и
методов
групповой
работы с
молодежью.
Это
позволило
организовать
молодежный
клуб
практической
психологии,
на базе
которого с
сентября 1998
по май 1999 гг.
проводились
занятия по
Синтон-программе.
В
феврале-марте
1999 года в
клубе
проходили
занятия
Контакт-группы
- первого
цикла
основного
курса
Синтон-программы,
которые
легли в
основу
настоящего
исследования.
Целью
"Контакт-группы"
являлось
создание
среды,
благоприятной
для
развития
личности
участников.
Исходя из
этого, в
ходе
занятий
решались
следующие
задачи:
-
установление
контакта и
развитие
межличностных
отношений
между
участниками
занятий;
-
создание
благоприятной
психологической
атмосферы,
формирование
групповой
сплоченности;
-
формирование
мотивации
саморазвития,
стремления
к
самопознанию
и
самосовершенствованию;
-
принятие и
усвоение
клубных
порядков,
групповых
норм
общения и
ценностей;
-
развитие
навыков
рефлексии и
получение
опыта
самоизменения.
Занятия
проходили в
смешанной
группе
старшеклассников
и студентов,
в возрасте
от 16 до 23 лет, в
количестве
от 16 до 32
человек.
Проведенный
цикл
состоял из 8
занятий по
следующей
тематике:
Занятие
1 (вводное).
Знакомство.
Занятие
2. Моя и твоя
уникальность.
Занятие
3. Контакт.
Занятие
4. Я доверяю
тебе?
Занятие
5. Какие мы?
Формулируем
задачи.
Занятие
6. Учимся
строить
отношения.
Занятие
7. Теплота,
открытость
и доверие.
Занятие
8 (итоговое).
Что дальше?
Занятия
проводились
один раз в
неделю и
длились 4
часа с
перерывом 30
минут.
Длительность
занятий
обуславливалась
"принципом
погружения",
согласно
которому
наибольший
эффект
достигается
при работе
крупными
временными
блоками, так
как много
времени
тратится на
"размораживание"
участников,
их
вхождение в
групповые
процессы
после
недельного
перерыва. В
перерыве
силами
самих
участников
готовилось
и
проводилось
чаепитие,
что
способствовало
неформальному
общению,
созданию
теплой
дружеской
атмосферы и
сплочению
группы,
позволяло
участникам
проявить
реальную
заботу друг
о друге и
так далее.
Общая
схема
проведения
занятий
была
следующая:
1)
Ритуал
приветствия,
настройка
на занятие.
2)
Основная
часть
занятия:
-
постановка
и
обсуждение
проблемы в
ходе
групповой
дискуссии;
-
задания и
упражнения,
в процессе
выполнения
которых
затрагивались
различные
аспекты
поставленной
проблемы,
участники
получали
опыт
группового
взаимодействия
и
переживания
"здесь и
сейчас";
-
анализ и
рефлексия
полученного
опыта, обмен
переживаниями
и обратная
связь;
-
краткое
подведение
итогов и
выводы
участников
в форме
общего
обмена
впечатлениями.
3)
Перерыв.
4)
Игровая
часть
занятия,
направленная
на
активизацию
взаимодействия
участников,
получение
ими
обратной
связи в
прямой или
метафорической
форме,
самораскрытие,
создание
атмосферы
безопасности
и принятия в
группе.
5)
Подведение
итогов и
ритуал
окончания
занятия.
Такая
структура
позволила
эффективно
использовать
время
занятий,
поддерживать
высокую
работоспособность
и интерес
участников,
их
включенность
в
происходящее.
Организационную
роль играли
также
принятые в
клубе
ритуалы:
1)
Ритуал
начала
занятий
проходил в
общем кругу,
под
красивую
музыку (Е.
Морриконне
"Chi Mai"). Ведущим
произносились
теплые
слова
приветствия,
настраивавшие
группу на
предстоящее
занятие.
Затем у
участников
было
несколько
минут, во
время
которых они
могли
свободно
передвигаться
по
тренинговому
пространству,
встречаясь
друг с
другом с
максимальной
открытостью,
искренностью
и теплотой.
Такой
ритуал был
необходим
для "размораживания"
участников,
погружения
в атмосферу
группы, в
ситуацию "здесь
и сейчас" на
занятии. По
окончании
встречи
участники
снова
собирались
в общий круг.
2)
Ритуал
окончания
занятий
проходил по
той же схеме.
Ведущий и
участники
подводили
итог,
говорились
слова
благодарности
группе, а
затем
участники в
режиме
свободных
встреч
имели
возможность
поблагодарить
друг друга,
высказать
недосказанное
и так далее.
Это
упражнение,
как и
предыдущее,
имеет
аналогию в
практике
группы
встреч и
выводит
участников
из ситуации
занятия с
чувством
удовлетворения,
сознанием
обогащения
новым
опытом
группового
взаимодействия.
Занятия не
случайно
начинаются
и
заканчиваются
круговым
общением,
где все
равны и
каждый
может
видеть и
слышать
каждого [23],
что
способствует
сплочению
группы,
появлению у
участников
чувства
принадлежности
к ней.
3) Каждое
выступление,
значимое
высказывание
или удачное
действие
сопровождалось
аплодисментами
группы, в
которых
проявлялась
ее
поддержка и
поощрение
активности
участника,
своего рода
"положительное
подкрепление",
что
являлось
важным
фактором
воспитательного
воздействия
группы.
В клубе
существует
определенный
уровень
общения и
взаимоотношений,
который
отражен в "Уставе
синтонного
общения".
Соблюдение
этого
устава
принималось
участниками
как повод
для
домашней
работы над
собой и
способствовало
оптимизации
психологического
климата
группы,
значительному
снижению
уровня
конфликтности.
Помимо "Устава
синтонного
общения",
жизнь клуба
организуется
на основе
клубных
порядков и
норм, а его
гуманистическая
направленность
отражена в "Духовных
ценностях
Синтона".
Исходя из
этого, можно
предположить,
что
активное
общение на
уровне
подлинной
со-бытийности
в атмосфере
человеческой
общности,
основанной
на таких
принципах,
должно
благотворно
влиять на
личность,
повышать ее
коммуникативную,
психологическую
и
нравственную
культуру,
способствовать
проявлению
и развитию
лучших
человеческих
качеств, что
и было нами
затем
подтверждено
в ходе
экспериментальных
исследований
на основе
занятий "Контакт-группы".
Содержание
проведенных
занятий и
психологические
комментарии
к ним.
Занятие 1 (вводное).
Знакомство.
Цель:
формирование
группы,
предварительное
знакомство
участников,
проведение
констатирующего
исследования,
принятия
клубных
порядков и правил,
создание
первого
положительного
опыта
общения в
группе.
Содержание:
1) Рассказ
ведущего о
клубе и
предстоящем
цикле
занятий, в
который включались
короткие
выступления
тех, кто
ранее
участвовал
в занятиях.
Эта
предварительная
беседа не
только
проинформировала
участников,
но и помогла
снять
излишнее
напряжение,
а
неформальные
высказывания
"старичков"
создали
положительный
эмоциональный
настрой,
помогли установлению
первичного
контакта в
группе.
2)
Знакомство
с
участниками:
их краткое
представление,
несколько неформальных
слов о себе,
о мотивах
прихода в
клуб,
ожиданиях и
так далее.
Это
небольшое
упражнение
оказалось
своеобразным
тренингом самопрезентации
для
участников,
их первым
испытанием;
с другой стороны,
позволило
участникам
присмотреться
друг к другу,
создало доброжелательную
атмосферу,
настроило
на активное
участие в предстоящих
занятиях,
стимулировало
процессы
рефлексии.
3)
Знакомство
участников
с клубными
порядками,
ритуалами и
нормами общения,
разъяснение
непонятных
моментов,
договоренность
о
соблюдении
этих
правил способствовало
созданию
конструктивной,
рабочей
атмосферы, благоприятного
психологического
климата,
групповой
сплоченности.
4) Ритуал
приветствия,
минута
встреч (см.
выше).
Внимание акцентировалось
на
открытости
в общении,
искренности,
чувствах участников,
их телесных
ощущениях,
принципе "здесь
и сейчас". Участники
настраивались
на теплоту,
принятие,
доброжелательный
интерес к
окружающим.
5) Обмен
участников
впечатлениями
(по желанию)
помог
разрядить напряжение,
вызванное
упражнением,
осознать
полученный
участниками
опыт,
настроил на
предстоящую
серьезную
работу по
самопознанию
и самоизменению.
6) Методика
"проблемных
вопросов":
участники
получали
вопросник,
где в графе
напротив
каждого
вопроса
отмечали свое
отношение к
проблеме.
Затем
организовывалось
общение в
парах на основе
вопросника:
участникам
предлагалось
обсудить
интересующие
их проблемы
и на
основании
этого
попробовать
почувствовать
собеседника,
найти в
нем
единомышленника.
Организованное
таким
образом
общение, затронувшее
актуальные
для
участников
проблемы,
позволило
им задуматься
о своем
отношении к
ним, помогло
углубить
контакт с некоторыми
из
участников,
прочувствовать
на
собственном
опыте фразу
"сколько
людей,
столько и
мнений",
способствовало
раскрепощению,
переходу
на более
свободный,
неформальный
уровень
общения.
Кроме того,
данная
методика
выполнила
роль
констатирующего
исследования
в эксперименте.
7) По
желанию -
обмен
впечатлениями.
8)
Заполнение
"анкеты
новичка" с
целью
изучения мотивации
прихода в
клуб и
повышения
ее уровня.
9)
Поскольку
позволило
время и
участники
занятия
были
активны, мы
организовали
подвижные
игры ("Третий
лишний", "Пустое
место"),
которые окончательно
"растопили"
группу,
вызвали
массу
положительных
эмоций и
сблизили
участников.
10) Ритуал
завершения
занятия
помог
подвести
итог
полученному
опыту,
настроил на
позитивное
ожидание
следующего
занятия.
Данное
занятие
имело
предварительный
настроечный
характер, погружало
участников
в атмосферу
клуба и
формировало
первое впечатление
о нем,
поэтому
важную роль
сыграло
получение положительного
опыта
общения в
группе,
общий
доброжелательный
и рабочий
настрой,
создать
который
помогли
постоянные
члены клуба:
они помогали
участникам
начать
высказываться,
разъясняли
смысл
правил и
порядков, -
словом, вели
себя, как
радушные, гостеприимные
хозяева,
благодаря
чему
новички
быстро
освоились и
адаптировались
в клубе. Это
еще раз
подчеркивает,
что в клубе
к началу
тренинга
уже сложилась
благоприятная
атмосфера, и
большую
роль в ее
создании сыграли
различные
методы
работы с
группой во
время
занятий.
Занятие 2.
Моя и твоя
уникальность.
Цель:
продолжить
знакомство
участников,
активизировать
процессы самопознания,
оказать
воздействие
на
дальнейшее
формирование
благоприятного
социально-психологического
климата в
группе.
Содержание:
1) Ритуал
начала
занятий.
Минута
встреч.
2)
Медитация "Моя
уникальность"
помогла
участникам
сосредоточиться
для
выполнения
дальнейших
упражнений.
3)
Письменное
размышление
"Моя
уникальность"
позволило
обобщить предыдущий
жизненный
опыт,
подготовило
участников
к
дальнейшей
работе.
4)
Упражнение
"Интервью"
в парах.
Задача
участников:
в течение ограниченного
времени
получить
как можно
больше
информации
друг о друге.
Эта
стрессовая
ситуация
сняла
барьеры
перед
незнакомым
собеседником,
активизировала
общение.
Кроме того,
ситуация
выбора пары
для
работы
демонстрировала
привычную
для
участников
позицию в
общении: кто-то
активно шел
на контакт,
сам выбирал,
с кем ему
общаться, а
кто-то
оказался в
стороне,
пассивно
выжидал. Эти
моменты
были
отражены в
последующем
обсуждении,
послужили
пищей для
размышления
участников,
что
способствовало
в
дальнейшем
изменению
коммуникативных
установок у
некоторых
из них.
5)
Упражнение
"Этот
загадочный
человек". В
микрогруппах
из 2-3 пар
участники
рассказывали
о партнере
по
предыдущему
заданию, причем
не столько
факты,
сколько
свое
впечатление
от личности
(по принципу
перцептивно-ориентированного
тренинга).
Это способствовало
расширению
и
углублению
контактов
участников,
их взаимопониманию,
получению
ими первых
обратных
связей -
информации
о том,
как их
воспринимают
окружающие,
развитию
интереса к
личности другого
человека. По
окончании в
микрогруппах
организовывался
обмен переживаниями:
кто как себя
чувствовал,
когда
рассказывали
о нем, что заставило
задуматься
и так далее.
Это
развивало
навык
самоанализа,
способность
замечать
свои
чувства и
рассказывать
о них,
способствовало
самораскрытию
участников.
6) Игра "Могу
ли я
представить,
или Наши
социальные
роли". В тех
же
микрогруппах.
Ведущим
предлагалась
короткая
настройка,
чтобы присмотреться
к
окружающим,
отметить их
характерные
черты лица,
затем перечислялся
ряд ярких
образов, а
участниками
в
микрогруппах
выбирался наиболее
подходящий
под этот
образ
человек.
Упражнение
вызвало
массу впечатлений
и эмоций,
дало
участникам
ценную
информацию
о том, как их
воспринимают,
подвело к
осознанию
своих "ролей-по-жизни",
способствовало
развитию
социальной
перцепции,
помогло
осознать
свое отношение
к
окружающим.
7)
Демонстрационное
упражнение
"В центре
внимания":
опытный участник
показывал
пример
самораскрытия,
рассказывая
о себе так,
чтобы остальные
могли его
почувствовать,
отвечал на
вопросы. Это
позволило участникам
убедиться в
безопасности
самораскрытия
в группе, "примерить"
этот опыт на
себя,
попробовать
себя в
диагностике
внутреннего
состояния
человека по
внешнему
проявлению.
Для самого
же "демонстратора"
это был
хороший
тренинг
уверенности
в себе, способности
к
самораскрытию,
а так же
способ
получения
обратной
связи.
8) Перерыв.
9)
Медитация "Что
мне нужно
для счастья?"
вернула
участников
к ситуации
занятия,
вызвала
положительные
эмоции, что
способствовало
успешному
проведению
дальнейших
упражнений.
10) Карусель
"Дарим
подарки".
Парные
встречи в
общем кругу
под музыку
с
размышлением:
что бы могло
сделать
этого
человека
счастливым?
После
нескольких
таких
встреч -
инструкция:
дарим друг
другу
подарки. Упражнение
проходило
на высоком
эмоциональном
подъеме,
создало в группе
теплую,
доброжелательную
атмосферу.
11) Ритуал
окончания
занятия.
Минута
благодарности
проходила
очень оживленно,
количество
контактов в
группе
возросло.
Данное
занятие о
многом
опиралось
на
концепцию
встречи и
обратной связи,
способствовало
наработке
положительного
группового
опыта, развитию
социальной
перцепции (способности
к
восприятию
информации
о другом
человеке по
его внешним
проявлениям),
межличностных
отношений в
группе, ее сплочению
и созданию
благоприятного
психологического
климата.
Кроме того,
оно
активизировало
переживание
себя и
окружающих
как
уникальных,
самоценных
личностей,
способствовало
самоанализу
и
самораскрытию.
Занятие 3.
Контакт.
Цель:
расширить
представление
о себе как
психофизическом
единстве, продолжить
формирование
доверительной
атмосферы,
безопасности
и чувства
защищенности
в
тренинговом
пространстве
у
участников.
Содержание:
1) Ритуал
начала
занятия.
Минута
встреч.
2)
Обсуждение,
кто как себя
проявил.
Выяснилось,
что в
ситуации встреч
многие
участники
испытывают
страх перед
самораскрытием,
начинают
играть в "светскую
беседу".
Поднялась
тема
напряжения,
связанного
с
недоверием
к людям, что
позволило
перейти к
следующей части
занятия.
3)
Релаксационный
тренинг. Эта
разновидность
тренинга
умений использовалась
для
получения
участниками
опыта
релаксации,
снижения ситуативной
тревожности.
Кроме того,
он
обеспечил
погружение
в занятие,
переход к
следующему
упражнению.
4) Доверие (упражнение
"Слепой и
поводырь").
Методика
заимствована
из
практики
группы
встреч.
Участники
образовывали
пары с теми,
кого знали
меньше
всего, и
один
человек
становился
ведущим, а
другой - ведомым;
ведомый
закрывал
глаза. Через
15-20 минут
происходила
смена ролей.
Упражнение
использовалось
для
расширения
сенсорного
осознания участников,
развития
межличностного
доверия,
чувства
безопасности
в группе
и вызвало
сильные
эмоции. По
окончании
происходил
обмен впечатлениями
в парах, в
котором
обращалось
внимание на
то, как себя
чувствовали
партнеры,
когда
полностью
доверяли
другому человеку,
берущему на
себя
ответственность
за них.
5) Обмен
впечатлениями
в кругу (по
желанию).
Участникам
было
необходимо
поделиться
впечатлениями,
осознать
полученный
опыт
доверия.
6) Перерыв.
7)
Медитация "Контакт
с
реальностью".
За основу
была взята
техника гештальттерапии
"зоны
осознания".
Участникам
предлагалось
попеременно
осознать
три зоны
контакта:
внешнюю (что
ты видишь,
слышишь,
ощущаешь в
данный момент?),
внутреннюю (что
ты
чувствуешь,
переживаешь?)
и так
называемую
среднюю (о
чем сейчас
думаешь?).
Помогла
сосредоточить
внимание
участников
на
собственных
переживаниях,
на
непосредственном
восприятии
"здесь и
сейчас".
8) Карусель
контактов,
со сменой
пар и
сосредоточенностью
внимания на
партнере по
"зонам
осознания":
непосредственное
безоценочное
внешнее
восприятие;
чувства,
вызываемые
пребыванием
рядом с ним;
мысленные
оценки
этого
человека.
После
каждого
контакта -
обмен впечатлениями.
Упражнение
способствовало
углублению
межличностного
восприятия,
получению
обратных
связей,
осознанию,
что
отношение к
окружающим
часто
строится не
на том, что
из себя
представляет
человек на
самом деле,
а на наших
ожиданиях и
предположениях.
9) Обмен
впечатлениями
по кругу:
что мне дало
занятие, что
я понял,
чему
научился.
Способствовал
самоанализу,
рефлексии наметившихся
изменений,
обмену
опытом
между
участниками,
ведь каждый
пережил
что-то свое.
Многие
отметили,
что по-другому
начали
воспринимать
участников
группы,
более
непредвзято,
как будто "сняли
очки своих
оценок".
10) Ритуал
окончания
занятия.
Данное
занятие
способствовало
расширению
и
углублению
контакта участников
с самими
собой, между
собой и с
окружающим
миром,
осознанию этих
взаимоотношений
и возможных
проблем,
сблизило
участников,
вызвало массу
новых
глубоких
впечатлений
и
размышлений.
Занятие 4. Я
доверяю
тебе?
Цель:
предложить
участникам
опыт
открытого
высказывания
своего
отношения
друг к другу.
Содержание:
1) Ритуал
начала
занятий.
Минута
встреч.
2)
Обсуждение
проблемы
доверия
позволило
каждому
задуматься:
что означает
доверие для
меня?
доверяю ли я
людям в
группе? в
жизни?
3) "Я
доверяю
тебе?" В этом
упражнении
каждый
должен был встретиться
с каждым и
поделиться
тем,
насколько
он доверяет
ему, соблюдая
принципы
внимания к
чувствам,
искренности,
"здесь и
сейчас". Это
было очень
сильное упражнение,
поскольку
способствовало
осознанию
собственного
отношения к
окружающим,
установок
по
отношению к
ним и, с
другой
стороны, показывало,
как они
воспринимают
тебя.
Участники
отметили по
окончании,
что стали
больше
доверять
друг другу и
поняли, что
могут больше
доверять и
другим
людям,
поскольку
часто
недоверие
основано на
иррациональном
страхе.
4) Перерыв.
5) "Листок
за спиной".
Это форма
обратной
связи,
имеющая
следующие особенности:
написать
можно то,
что трудно
сказать в
глаза; эти впечатления
участники
могут
анализировать,
перечитывая
вне занятий.
Упражнение
проходило с
энтузиазмом,
эмоцональным
подъемом, а
сформировавшаяся
атмосфера
открытости
способствовала
обмену
подлинными
впечатлениями
о людях.
6) Ритуал
окончания
занятия.
Занятие 5.
Какие мы?
Формулируем
задачи.
Цель:
осознать
личностные
проблемы,
наметить
пути
решения.
Содержание:
1) Ритуал
начала
занятий.
Минута
встреч.
2)
Письменное
размышление:
с чем я
пришел в
клуб? какие
проблемы хочу
решить?
Запустило
процессы
самоанализа,
подготовило
материал
для основной
части
занятия.
3)
Объединение
в пары по
принципу
наибольшего
взаимопонимания.
Поскольку
участники к
этому
времени
хорошо
узнали друг
друга, в
группе достаточно
развились
межличностные
отношения,
выполнение
задания не вызвало
затруднения.
4) Зачем нам
клуб?
Составление
парного
самоотчета
с учетом предыдущих
записей.
5)
Обсуждение
в
микрогруппах
из 2-3 пар:
проблемы и
пути
решения.
6) Доклады.
Эта часть
занятия
имела не
только
диагностический,
но в какой-то
мере и
терапевтический
эффект.
Открытое
обсуждение
значимых
проблем помогало
изменить
взгляд на
них.
Участники
получили
значимый
опыт
позитивного
переформулирования
своих
проблем в
конкретные
задачи для
саморазвития,
наметили
для себя
перспективы
личностного
роста. Кроме
того, атмосфера
поддержки и
взаимопомощи
вселила
уверенность
в
участников,
что они в
состоянии
решить свои
проблемы.
7) Перерыв.
8) "Открытый
стул". Один
из
участников
находился в
центре
внимания группы,
остальные
формулировали
свои
впечатления
о нем.
Предыдущие
занятия
создали
условия для
самораскрытия
участников,
открытого
обсуждения
сильных
сторон
личности и
проблем,
получения искренних
обратных
связей.
9) Во время
подведения
итогов
звучали
теплые
слова
благодарности
группе
за
возможность
открыться,
осознать
свои
проблемы и
увидеть
возможности
для их
самостоятельного
решения,
получить доброжелательную
поддержку.
10) Ритуал
окончания
занятия.
Занятие 6.
Учимся
строить
отношения.
Цель:
анализ
взаимоотношений
участников,
опыт их
открытого, бесконфликтного
обсуждения.
Содержание:
1) Ритуал
начала
занятий.
Минута
встреч.
2)
Обсуждение:
как
складываются
отношения в
группе? в
жизни? Все ли
нас
устраивает?
В клубе есть
возможность
научиться
открыто
обсуждать взаимоотношения
друг с
другом, а не
"играть в
прятки".
Готовы ли вы
к этому?
Эта идея
была
встречена с
энтузиазмом,
поэтому
естественным
был переход
к
следующему
заданию.
3) Карусель
"Наши
отношения".
Все ли нас
устраивает?
Хотим ли мы
нравиться
друг другу
больше? Что
нам надо для
этого
сделать?
Ответы на эти
вопросы
стали не
просто
очередной
обратной
связью, а
шагом к установлению
более
глубоких
дружеских
отношений.
4) Как
выяснять
отношения?
Обсуждался
конфликтный
способ и возможность
обходиться
без ссор.
Участники
отметили,
что им бы хотелось
конструктивно
обсуждать
взаимоотношения,
но не
хватает
опыта, что
обусловило
переход к
следующей
части
занятия.
5) Тренинг
выяснения
отношений. В
нашем
случае не
создавалась
игровая
ситуация:
участники
работали с
реальными
отношениями
в группе. Задача
состояла в
выборе
партнера, с
кем бы
хотелось
реально
улучшить отношения,
и
обсуждении
возможности
этого. В
результате
участники получили
опыт
бесконфликтного
решения
проблемы,
реально
улучшили
отношения
со
значимыми
людьми в
группе.
6) Перерыв.
7) Карусель
"Я боюсь в
тебе... Мне
нравится в
тебе..."
помогла участникам
осознать
отношение к
окружающим,
страхи,
негативные
коммуникативные
установки.
8) "Открытый
стул". В
центре
внимания
группы
находился
участник, которому
остальные
высказывали
свое
отношение.
Благодаря предыдущим
занятиям
обратные
связи
отличались
искренностью
и глубиной,
а у тех, кто
работал в
центре
внимания,
повышалась
уверенность
в себе,
степень
принятия
себя,
происходило
осознание причин,
которые
создают
барьеры во
взаимоотношениях
с
окружающими.
9) Ритуал
окончания
занятия.
Занятие 7.
Теплота,
открытость
и доверие.
Цель:
активизировать
процессы
эмпатии,
способствовать
ее
открытому выражению;
получения
участниками
опыта
самоизменения.
Содержание:
1) Ритуал
начала
занятий.
Минута
встреч.
2) Кого ты
сегодня
согрел?
Обсуждение:
умеем ли мы
дарить
тепло? Понимаем
ли, как в
этом
нуждаются
люди?
3) Игра "Пожалей
маленького".
Участники
работали в
парах, где
один выступал
в роли
обиженного
ребенка, а
другой - в
роли
утешающего
взрослого.
Затем
происходила
смена ролей.
Это
упражнение
вызвало сильные
эмоции,
активизировало
процессы
эмпатии,
выражения
тепла, сочувствия,
заботы
участниками,
а также
затронуло
детские
переживания,
способствовало
их
отреагированию.
4) В
процессе
обсуждения
переживаний
встал
вопрос о
роли прикосновения
в выражении
тепла,
сочувствия
и о том, что
потребность
в прикосновении
в нашей
культуре
фрустрирована.
Это
послужило
основой для
следующего
упражнения.
5) Выбор
степени
доверия.
Осуществление
этого
выбора
выражалось
с помощью
физического
контакта
между
участниками:
недоверие -
отсутствие
контакта,
желание
доверять -
дать друг
другу руки,
доверие -
объятие.
Упражнение
организовывалось
таким
образом,
чтобы
каждый мог
встретиться
с каждым.
Особое
внимание
обращалось
на чувства участников.
Упражнение
способствовало
осознанию
собственных
барьеров, учило
выражению
чувств с
помощью
прикосновения,
способствовало
осознанию
их
значимости
в общении,
включило
физический
параметр в групповой
опыт.
6) Перерыв.
7) Падение
на руки в
парах.
Упражнение,
как и многие
предыдущие,
взято из
практики
группы
встреч и
также дает
великолепную
возможность
для
изучения
внутренних
барьеров,
препятствующих
доверию, и
их преодолению.
8) "Падение
в пропасть".
С помощью
предыдущих
упражнений
участники установили
свои
барьеры,
мешающие
доверять и
строить
отношения. Поэтому
им
предлагалось
получить
опыт
изменения
своих
установок, преодоления
внутренних
барьеров и
страхов.
Участник
должен был
упасть со
стола на
руки
остальных
членов
группы (6-8
человек).
Выполнение
упражнение
сопровождалось
сильными
эмоциями и
вселило в
участников
уверенность
в своих
силах, в том,
что они
способны
справиться
со своими
страхами и
проблемами.
9) Ритуал
окончания
занятия.
Занятие 8 (итоговое).
Что дальше?
Цель:
подведение
итогов
цикла,
проведение
заключительных
исследований
и
закрепление
мотивации
саморазвития.
Содержание:
1) Ритуал
начала
занятий.
Минута
встреч.
2) В общем
кругу -
итоговое
обсуждение:
что я
получил от
занятий, что
мне удалось
изменить,
чего
достигнуть.
3)
Проведение
исследования
(методика "проблемных
вопросов", написание
самоотчетов).
4) Перерыв.
5) "Открытый
стул".
Высказывание
впечатлений
и отношения
группы к каждому
участнику.
Подчеркивалось
изменение
этого
отношения в
процессе занятий.
6)
Заключительная
беседа "Что
дальше?",
целеполагание,
получение
ведущим
запроса на
дальнейшую
работу, с
учетом
которого
могут
строится
последующие
занятия в
клубе (например,
запрос на
развитие
уверенности
в себе,
навыки
бесконфликтного
общения,
лидерский
тренинг и т.
д.)
7) Ритуал
окончания
занятия
проходил с
большой
теплотой и открытостью
по
отношению
друг к другу.
В процессе
занятия
участниками
подчеркивалось,
что
благодаря
циклу "Контакт-группа"
они учились
открытости,
доверию,
умению
проявлять теплые
чувства,
заботу по
отношению к
окружающим.
Отмечалась
большая роль
атмосферы
группы, ее
сплоченность.
Участники
высказали
стремление
продолжать
в
дальнейшем
посещение
занятий
клуба, чтобы
решить
поставленные
ими задачи
саморазвития.
|